Положение
о портфолио учащегося МБОУ №61 г.Челябинска,
обучающегося по ФГОС НОО
I.
Общие положения
1.1.
Настоящее
Положение определяет цели и задачи создания портфолио учащегося, требования к
структуре и содержанию портфолио, а так же – формы оценки портфолио учащегося,
рассматривается на заседании методического объединения учителей начальных
классов, Педагогического совета, утверждается директором МБОУ №61 г.Челябинска.
1.2.
Настоящее
положение разработано в соответствии с Законом РФ №293 от 29.12.2012 г. «Об
образовании в РФ» (ст.ст. 11,12,28,30,34,43,44), приказом МОиН РФ от 06.10.2009
г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», Уставом школы,
Положением о внеурочной деятельности учащихся начальных классов, Порядком осуществления
индивидуального учета результатов усвоения учащимися образовательных программ и
хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или)
электронных носителях, является локальным
актом МБОУ №61 г.Челябинска.
1.3.
Портфолио
ученика:
- является
современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным
на обновление и совершенствование качества образования;
- позволяет
учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий
учащихся младших классов.
1.4.
Портфолио служит
для сбора информации о продвижении в учебной деятельности учащегося, для
подготовки представления ученика при переходе на уровень основного общего
образования.
1.5.
Портфолио учащегося
начальной школы – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных
достижений школьника в период его обучения на ступени начального общего
образования.
1.6.
Портфолио
позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах
деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.).
1.7.
Работа с
портфолио ведется с учетом возрастных особенностей учащихся.
1.8.
МБОУ №61
г.Челябинска самостоятельно определяет сроки начала работы с портфолио учащихся
и закрепляет это локальным актом.
II. Основные
цели портфолио
·
отслеживание,
учет, оценивание индивидуальных достижений учащихся;
·
активация познавательной,
творческой деятельности учащихся, повышение образовательной и социальной активности
школьников, их саморазвитие;
·
индивидуализация
образования.
III.
Основные задачи портфолио
·
создание ситуации
успеха для каждого учащегося, формирование адекватной самооценки и уверенности
в собственных возможностях;
·
формирование
универсальных учебных действий у учащихся;
·
укрепление
взаимодействия семьи и школы путем активного вовлечения учащихся и их родителей
(законных представителей) в оценочную деятельность на основе проблемного
анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования;
·
максимальное
раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
·
развитие
познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному
познанию;
·
формирование
установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие
мотивации дальнейшего творческого роста;
·
формирование
положительных моральных и нравственных качеств личности учащегося;
·
приобретение
навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы,
склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный»,
«я идеальный»);
·
формирование
жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
·
способствование
успешной социализации учащегося.
IV. Структура
портфолио
В основу структуры портфолио положены основные
компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе:
·
овладение учащимся
общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности,
обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета;
·
воспитание у
учащегося интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации,
стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать
учебную деятельность;
·
формирование
умений учебного сотрудничества у учащегося, воспитания желания принимать
участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы;
·
формирование у
учащегося коммуникативной речевой и языковой компетентности.
V. Разделы
портфолио
1. Титульный лист (фамилия,
имя, отчество, год рождения учащегося; учебное заведение, класс; период, за
который представлены документы и материалы, фото учащегося).
2. Содержание:
1)
РАЗДЕЛ «МОЯ СЕМЬЯ»
В
этот раздел учащийся помещает фотографии членов семьи, рисунки. Каждое
изображение может дополняться рассказом.
2)
РАЗДЕЛ «МОЯ РОДИНА»
В
этом разделе учащимся будут собраны материалы о родном городе, о путешествиях, памятных
местах.
3)
РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному
школьному предмету. Учащийся наполняет этот раздел удачно написанными
интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, творческими работами,
итогами учебной деятельности за четверти и год.
4)
РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»
В этом разделе представляется информация о мероприятиях,
которые проводятся вне рамок учебной деятельности: название, когда, где и кем
проводилось. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и
кратких сообщений на тему, творческих работ: рисунков, сказок, стихов.
Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.
Родителям (законным представителям) необходимо предоставить полную свободу учащемуся
при наполнении этого раздела.
Если творческая работа учащегося опубликована в СМИ
или Интернете – можно поместить скрин-шот интернет-страницы, скан-копию
публикации.
5)
РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
Здесь размещаются результаты конкурсов, проектов,
олимпиад, в которых учащийся принимал участие (дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные
письма), а также Грамоты и Похвальные листы за отличную учебу. Рекомендуется
выбрать расположение не в порядке значимости, а в хронологическом порядке.
Отмечается также участие ребёнка в олимпиадах,
конференциях, конкурсах.
№
|
Название
|
Дата
|
Результат
|
6)
РАЗДЕЛ «РАЗНЫЕ РАЗНОСТИ»
Это
раздел заполняется по усмотрению ребенка.
7)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»
Ничто так не повышает самооценку ребенка, как
положительная оценка педагогом его стараний. В этом разделе учитель в конце
года может написать отзывы об участии ребёнка в каких-либо мероприятиях, о
динамике личностного развития ребёнка, о его учебных и других достижениях. Учителем-предметником,
классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом могут быть
предложены рекомендации и пожелания в плане дальнейшего развития учащегося.
Обучающийся имеет право
включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления,
отражающие его индивидуальность.
VI. Основные
принципы работы с портфолио
6.1.
Работа с портфолио учащегося начальной школы проводится с помощью взрослых:
педагогов, родителей (законных представителей) учащегося, классных
руководителей. Материал для оценивания собирают сами дети, обсуждая с учителями
и родителями (законными представителями). Отдельные элементы портфолио
переходят вместе с учеником из года в год.
6.2.
Период составления портфолио – начального общего образования (1-4 классы).
6.3.
Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое
знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на
классного руководителя.
6.4.
Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При
переводе ребенка в другое образовательной учреждение Портфолио выдается
родителям (законным представителям) вместе с личным делом, медицинской картой учащегося.
6.5. Учитель/классный руководитель:
·
является
консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество,
определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио;
·
координирует
деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио,
информирует учащихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
·
способствует
вовлечению учащихся в различные виды деятельности;
·
отслеживает
индивидуальное развитие учащегося;
·
является
ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий
современного метода оценивания портфолио;
·
подтверждает
достоверность учебных достижений учащегося (визирует итоговые аттестационные
ведомости).
6.6. Родители (законные представители)
учащегося:
·
помогают в
заполнении портфолио;
·
осуществляют
контроль за ведением портфолио.
6.7. Заместитель
директора МБОУ №61 г.Челябинска или руководитель методического объединения
учителей начальных классов:
·
организует работу по реализации в практике работы МБОУ №61
г.Челябинска технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных
образовательных достижений учащихся;
·
осуществляет контроль за деятельностью педагогического
коллектива по реализации технологии портфолио в МБОУ №61 г.Челябинска.
VII. Формы
оценивания портфолио
7.1.
Формы оценки портфолио определяются учителем совместно с учащимися и их родителями
(законными представителями). Это могут быть:
·
презентации в
конце четверти, года (они могут проходить на классном часе, родительском
собрании);
·
выставки портфолио
(по желанию учащихся).
7.2.
Портфолио учащихся может оцениваться классным руководителем не чаще 1 раза в
полугодие по следующим критериям:
Титульный
лист
|
Правильность
заполнения
данных,
наличие фото
|
Раздел
«моя семья»
|
Правильность
заполнения данных, наличие всех компонентов
|
Раздел «моя родина»
|
Наличие
материалов
о родном городе, о путешествиях, памятных местах
|
Раздел
«моя учёба»
|
Наличие
удачно написанных работ
|
Раздел
«моё творчество»
|
Наличие
рисунков, фотографий, проектов, творческих работ, публикаций
|
Раздел
«мои достижения»
|
Наличие
грамот, сертификатов, дипломов, благодарственных писем
|
Раздел
«отзывы и пожелания»
|
Наличие
отзывов, рекомендаций и пожеланий учителей-предметников, классного
руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда
|
Культура
оформления Портфолио
|
Оформительская
культура, аккуратность и эстетичность оформления,
разборчивость при ведении записей, наглядность, целостность и эстетическая завершенность представленных
материалов, достоверность сведений, представленных в портфолио
|
7.3.
По итогам смотра и(или) конкурса портфолио учащиеся могут быть награждены
грамотой, родители (законные представители) учащегося – благодарственными
письмами.
7.4.
В классном уголке размещается информация о лучших портфолио учащихся.
Оформление портфолио
1. Титульный лист (от 0 до 5б.):
- Ф.И.О. учащегося;
- Дата рождения;
- Учебное заведение, класс;
- Период обучения (2017-2018 учебный год);
- Фото учащегося.
2. Раздел "Моя семья" (от 0 до 3б.):
- Фото членов семьи;
- Рисунки семьи;
- Рассказы о семье, об общих увлечениях, книгах, поездках.
3. Раздел "Моя Родина" (от 0 до 5б.):
- Информация о родном городе, интересные цифры, фотографии с подписями
(общие сведения);
- О ваших путешествиях по городу Челябинску и его окрестностям (ваши фото
+информация+впечатления);
- О памятных местах города Челябинска (фото+информация);
4. Раздел "Моя учеба" (от 0 до 7б.):
- Успеваемость по четвертям (со 2 класса);
- Отзывы о прочитанных книгах (Читательский дневник);
- Учебные цели на год (я хочу научиться …., я буду …);
- Научные работы (диагностические работы за полугодие или год, ВПР, проекты,
научно-исследовательские работы, опыты, эксперименты и т.д.).
5. Раздел "Мое творчество" (от 0 до 7б.):
- Информация о мероприятиях, связанных с творчеством (например, где-то
пели, рассказывали стих, выступали или участвовали в конкурсе рисунков - фото,
информация (дата, название конкурса или праздника), впечатления);
- Фото творческих работ (невозможно все детские работы вместить в
портфолио, предлагается их фотографировать и подписывать фото);
- Краткие сообщения (мало приклеить фото с изготовленной игрушкой,
необходимо подписать на какой конкурс была направлена, что понравилось в ее
изготовлении, удалась ли идея).
6. Раздел "Мои достижения" (от 0 до 5б.):
- Результаты конкурсов, проектов, олимпиад (грамоты, дипломы);
- Грамоты и Похвальные листы за отличную учебу (со 2 класса);
7. Раздел "Разные разности" (от 0 до 1б.): этот раздел продумывает сам
школьник, возможно, он хочет рассказать о своих друзьях или домашних питомцах,
рассказать о школе и своем учителе, коллекциях и хобби, о знаке зодиака и т.д.
8. Раздел "Отзывы и пожелания" (0-3
б.):
- Отзывы об участии ребенка в каких-либо мероприятиях (например, в Неделе
детской книги или на встрече в библиотеке, поездке);
- Динамика личностного роста ребенка (заполняет учитель);
- Рекомендации и пожелания классного руководителя (заполняет учитель);
- Рекомендации и пожелания Специалистов (логопеда, тренера, руководителя по
секции или кружку, учителя, который ведет внеурочную деятельность).
Комментариев нет:
Отправить комментарий